Фото: Репортаж. Как это.
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
В этом цикле статей я попробую рассказать о специфике репортажной съемки в различных условиях исходя из собственного опыта и предпочтений. Начнем с простого, но очень важного пункта - технического оснащения фотографа. Исходя из стандартных задач "репортажника", нам нужно достойное (но редко бескомпромиссность студийного "глянца") качество, приличная скорострельность и удобство- надежность. Конечно, снимать нужно уметь в самых разных условиях, поэтому часто у нас в карманах есть камеры типа Сanon g10, но это все же редкое исключение особых условий. Базисно, мы будем говорить о цифрозеркалках 35 мм формата того или иного рода. При прочих равных, не слишком удобны камеры нижнего сегмента цифрозеркала - типа nikon d40-50, canon 1000d-450d и прочие подобные модели. Не скрою, автор этой статьи довольно долго имел камеру именно этого класса как "запасную" в кофре, и, пару раз, когда так таки надо было ей РАБОТАТЬ, ощущения были не самого лучшего порядка...
Разберемся почему все именно так. Камера нижнего уровня урезана в функциональности, и, поскольку, эти изменения не берутся "с неба", производителем урезаются обычно именно те вещи, которые позволяют получать Прогнозируемый, Стабильный результат. В основном низведения по функционалу касаются автофокуса (меньше точек, меньшая чувствительность - большая вероятность промаха), видоискателя ( меньше, темнее, нет 100 % отображения - сложнее строить кадр), пылевлагозащита ( нельзя снимать в сложных условиях), надежность затвора (вероятность отказа в процессе важной съемки выше значительно), скорость серийной съемки и величина буфера памяти ( нет возможности быстро сделать большое количество дублей кадра), батарея ( емкость единицы - ниже), в ряде случаев - ограниченность настроек в меню камеры ( вроде вариантов экспозамера и прочего - что в ряде случаев снижает функциональные возможности). Все перечисленное не лишает возможности снять хороший материал, но сильно усложняет процесс его получения, вынуждая приноравливаться к возможностям камеры и дополнительно отвлекаться.
Скажу пару слов о т.н. классе полупрофессиональных камер. 30/40/50 d у Canon, d 200/300 у Nikon. Энное количество профессиональных фотографов в Москве и не только, снимали, снимают и будут снимать данным классом камер. Еще года 3-4 назад репортер светской хроники с mark или dx был довольно ярким исключением в среде коллег. Причина простая - соотношение цена-качество этого класса камер вполне позволяет получать в репортажной съемке результат приличного, хорошего и отличного технического уровня. Практически все недостатки самых младших камер скорректированы в лучшую сторону, а разница с топовыми цифрозеркалками есть, но уже менее значима. Конечно, скажем прямо, - в большом числе случаев, съемка репортажа - это съемка динамики, иногда очень и очень скоростной, при этом работать хочется хорошим инструментом, поэтому...
Если есть финансовая возможность, стоит взять топовую репортажную камеру той или иной системы и получить максимальные технические возможности для комфортной съемки. Чуть сложнее дело обстоит с "устаревшими" топовыми зеркалками. Дело в том, что цикличность их обновления обчно значительно превосходит год. За это время успевает смениться поколение полупрофессиональных камер, заполучив некоторые новые технические разработки.
Цена может быть вполне соразмерима - топовая морально устаревшая камера и новинка сезона класса "полупро". Что предпочесть - очень индивидуальный ответ, зависящий от многих факторов, но главное, полагаю, ответить на 2 вопроса - Что я буду снимать? Что мне нужно получить на выходе съемки? Полагаю, ответив на эти вопросы, сопоставив ответы с техническими характеристиками той или иной камеры, вы найдете оптимальное решение...
В какой-то момент автор данной статьи перешел на топовую серию "Mark" от компании Canon. Заполучив десятки точек фокусировки, быструю серию, удобство и разнообразие дополнительных настроек, достойный видоискатель и общий top конструктив, мне стало значительно легче получать стабильный результат в финале съемки, где ошибки и недостатки фотосессии - вина и недостатки фотографа, а камера сама по себе хороша и позволяет решать задачи любой репортажной сложности.
Однако, перейдем к такой важной составляющей съемки как необходимые объективы для съемки репортажа.
Начну с главного. По моему скромному мнению, хорошего фоторепортера от "не очень хорошего" отличает готовность к решению самых разных фотографических задач и умение их решить. Об умении - должна быть отдельная сага, а вот о готовности - поговорим. Полагаю, что "при прочих равных", фотограф должен справиться-запечатлеть с той ситуацией, которая возникает перед ним в том или ином случае. Для обеспечения "гарантированного уровня качества" необходим определенный уровень технического оснащения. И вот здесь встают вопросы энергозапаса, готовности к погодным условиям, стабилизатора в телеобъективах или камере, быстрота записи карт памяти и т.п.
Сосредоточимся на оптике. Исходя из возможностей системы Canon, предложу 2 достойных "репортажных" комплекта, которые покроют подавляющее большинство задач.
1) 16-35 II, 24-70, 70-200 is, все объективы с постоянной диафрагмой 2.8
2) 17-40, 24-105 is, 70-200 is, все объективы с постоянной диафрагмой 4.0.
К обоим комплектам я настойчиво рекомендую приобрести экстендер 1,4, увеличивающий фокусные расстояния теледиапазона, дающий фотографу "резерв" приближения. Второй вариант комплекта позволяет ставить эк стендер 2.0 только на топовые камеры и с определенными ограничениями (работает только центральная точка фокусировки).
Данные комплекты можно легко и изящно смешивать, получая в целом стабильно-хорошее или отличное качество! Дополнительно для покрытия теледиапазона, компания Саnon предлагает объектив 100-400, удобный для решения ряда специфических задач.
Особо упомяну в системе Canon помповый объектив-универсал 28-300 IS L с переменной светосилой. Довольно тяжелый, довольно дорогой, он позволяет в целом ряде случаев не думать о смене стекол на камере, снимая все одним стеклом, со стабилизатором нового поколения. Его качество – определенный компромисс качество-универсальный диапазон, и, однако, его также можно рассматривать как частичную альтернативу перечисленным выше комплектам для съемки репортажа.
Все перечисленные объективы относятся к профессиональному L классу, я настоятельно рекомендую использовать именно профессиональную оптику, которая технически обеспечит стабильно-высокие результаты. О каждом из перечисленных объективов написаны километры комментариев, сняты тысячи тестов. Обращаю Ваше внимание, что Вы можете просмотреть свежие и архивные обзоры камер и объективов всех популярных систем на сайтах www.dpreview.com и www.pixel-peeper.com.
Остановимся на данных объективах чуть подробнее. Известна легендарная фраза – «если твой снимок недостаточно хорош, ты недостаточно близко подошел». Определенным следствием этого тезиса является популярность и признание широкоугольной оптики в работе репортера. Ее использование позволяет максимально передать эффект присутствия, ввести зрителя в сцену происходящего... В отличие от широкого угла, телевики "уплощают" перспективу, делают пространство сжатым, отдаленным от зрителя. Соответственно, при решении фотографических задач, необходимо учитывать оптические свойства ваших стекол.
Особо стоит остановиться на объективах с высокой светосилой(1.2-2,0), ее обеспечивают фиксфокальные объективы (24, 35, 50, 85, 135 мм и более). Целый ряд из них достаточно быстр для оперативной работы в «репортажном» режиме, однако, например, 85мм объектив за счет своего размера-веса стекол весьма нетороплив в режиме авто фокуса и, полагаю, достаточно ограниченно подходит для репортажа.
Подобные объективы широко используются репортерами в определенных условиях, где высокая светосила позволяет работать в кране скудных условиях освещенности. Цена данных объективов достаточно велика, съемка на них вынуждает репортера "кадрироваться ногами", в определенной степени снижая уровень мобильности. Однако, при этом они выдают совершенно определенный уровень качества, при съемке в стесненным свете, об этом уже было сказано выше. Теперь, пришло время поговорить о некоторых особых деталях процесса съемки. Репортеры часто используют прием перекадрирования, то есть, смещая немного компоновку кадра после фокусировки, изменяя построение снимка, связано это, в немалой степени с частым использованием самой чувствительной точки авто фокуса - центральной, при этом компоновка кадра может требовать значительного смещения от центра. Также, топовые камеры Сanon, "единички", позволяют реализовать точечный замер, сопряженный с точками фокусировки, многие замечательные фотографии лучших репортеров сделаны с использованием этого режима, позволяя правильно экспонировать значимые части кадра. Работая в репортажном жанре, считаю важным правильно научиться управлять ГРИП, формула расчета и подробнее об этом ниже:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%A0%D0%98%D0%9F
Также, репортер должен быть готов к техническим неожиданностям - и вот здесь необходимо на выезде иметь как минимум страховочные камеру и вспышку, которые имеют обыкновение ломаться во время съемок. Автор лично сталкивался дважды с критичной поломкой камеры и однажды со сгоревшей вспышкой в разгар мероприятия. Звание "профессионал" обязывает продолжать работу в этих условиях. Поэтому первое, что я купил после получения первых гонораров - вторую камеру и второй блиц, застраховав себя от неприятных технических случайностей. Работая на известное фото агентство или будучи штатным фотографом серьезного издания вы не будете об этом думать, снимая на выданную вам технику, но это совсем другая история...
Данный цикл будет продолжен.
Насколько я поняла- это первая статья цикла о репортаже. Данная часть цикла посвящена приемлемой фототехнике. В следующей статье логично будет увидеть, к примеру,соображения об аккредитации, найме на работу и прочих вещах...
Буду ждать. Очень интересная тема.
жду продолжение!
специфика: концерты, спектакли, спорт
не советую использовать конвертер для репортажа:
1) быстродействие падает, иногда долго фокусируется и можно просто потерять момент, лучше снять с тем что есть и потом откропить
2) качество падает все-таки
Про блицы отдельная история. Если снимать хорошей камерой с светосильными стеклами, то и вспышка сейчас практически не нужна становиться. Или слабо пыхать ею. Тем более сложнее ее сжечь (если конечно это не Сигма какая-нибудь).