17 октября

Фоторепортаж, документальная фотография.

Предыдущая
Следующая
Общий рейтинг: 31

 


 Фоторепортаж.  Документальная фотография.

 

 Автор Бруно Барби.

 Вопрос о том, что можно снимать, а что нельзя, этично или не этично, касается только тех случаев, когда фотограф взаимодействует с людьми в процессе съёмки – в жанровой, документальной и репортажной фотографии, street photo и разнообразных видах постановочной фотографии.

 Есть два аспекта, о которых нужно говорить – это отношения с героями съёмок и отношения с другими фотографами.

Главное правило взаимодействия фотографа с людьми – всегда помнить, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Относится это и к вторжению в частную жизнь при съёмке и при показе, публикации изображений, когда это может причинить вред кому-либо. Но одновременно нужно помнить, что у вас в руках мощные инструменты, способные менять мир – фотокамера и ваш авторский взгляд.

Съемка незнакомых людей, для начинающего фотографа настоящее испытание, которое обязательно нужно пройти, если есть такая задача.

Существует предубеждение, что всем людям не нравится, когда их фотографируют – это ошибка, сколько людей, столько и отношений к съёмке. Да, действительно,  чем цивилизованнее страна и больше город, тем  сложнее люди идут на контакт и соглашаются на съёмку. Всегда трудно сделать первый шаг, первый кадр, потом всё пойдёт само собой.

Можно «щёлкать» незаметно, воровато, из под полы, а можно открыто, свободно, не боясь, что кто-нибудь обругает вас,  или даст «по голове». Предлагаем быть максимально честными и открытыми с героями своих сюжетов.

Привычная камера – главный метод съёмки людей.

 Для того чтобы установить контакт с людьми на улице и фотографировать их, нужно, в первую очередь понимать, зачем они вам нужны и настолько ли важны для вас будут изображения, которые вы получите.

Все люди чувствуют фальшь, особенно если она исходит от человека с фотокамерой – пресса за многие годы воспитала настороженное отношение к фотографам. Будьте искренни, говорите правду, если выполняете практическое задание,  обучаясь фотографии, так и скажите – вам мало кто откажет.

 Существуют правила, которые нужно соблюдать при съёмке людей на улице:

Не одевайте яркую и открытую одежду. Старайтесь выглядеть скромнее и незаметнее;

Не бросайтесь на людей сразу, понаблюдайте и станьте «своим», привычным;

Не используйте вспышку –  она может причинить вред здоровью людей и это раздражает;

Отключите звуковой сигнал о фокусировке камеры,-  это тоже раздражает;

Старайтесь не навредить героям сюжета;

Если вы не один снимаете, не мешай коллеге;

Если вам запретили съёмку, спокойно идите искать другой сюжет;

Имейте при себе документы на случай проверки правоохранительными органами;

Ознакомьтесь с законодательством о запрете съёмки в определённых местах.   

Улыбайтесь!

 Появляясь в общественном месте, не прячьте камеру, наоборот, покажите её, пусть все увидят, что вы фотограф, а не праздно шатающийся любопытный человек, вам нечего скрывать и вы пришли делать «своё дело». Тем самым вы  заявите о своих намерениях, и те люди, кто не хочет попасть в объектив, уйдут или попросят не снимать их. Полдела сделано, «кто не спрятался», тот не возражает против съёмки.

 Словами спрашивать разрешение на съёмку часто вовсе не обязательно, кроме случаев, когда вы будете снимать чужих детей. Люди, видя  ваш искренний интерес к их персонам (а не желание их использовать), с радостью «посидят или пообщаются» для вас (на камеру).

Первые 10 – 15 минут общения проходят в привыкании друг к другу, потом люди перестают смущаться,  расслабляются, и начинается съёмка.  До этого момента вам придётся просто «щёлкать» затвором для пристрелки.

Один из способов расположить к себе персонажей – показывать отснятые кадры (на цифровой фотокамере) – ваш акт доверия в ответ на их разрешение снимать.

Съёмка жанровых сценок на улице, как правило, производится с близкого расстояния с использованием широкоугольного объектива, это приводит к тесному взаимодействию с людьми. У них естественно часто возникает желание показать вам «лучший дворик в городе»  или «человека с интересной судьбой» - то, что, по их мнению, вас очень интересует. Такое происходит не только в России, а в большинстве стран мира. Если вам интересно предложение новых знакомых и это БЕЗОПАСНО, соглашайтесь.

 Незаметная камера – приём съёмки людей.

Для этого приема необходим телеобъектив для съёмки издалека.  Скорее всего, вам будет удаваться сделать  лишь несколько кадров, пока не будете замечены и, возможно, наказаны.  Отснятые кадры стоят того?

 Еще одна важная вещь для человека, снимающего людей. Фотограф, страдающий мизантропией, вряд ли снимет хороший жанровый портрет. Если вы любите людей, то видите их красивыми — и снимаете их красивыми и естественными. Если же вы  ненавидите окружающий мир людей, или его боитесь, вам лучше снимать натюрморты или пейзажи.

 На съёмках праздничных мероприятий и просто в городской среде всегда встречаешь коллег-фотографов. Приходится с ними взаимодействовать – снимать так, чтобы не мешать другим и сделать так, чтобы не мешали вам. Уважайте друг друга – если все снимают телевиками издалека, не лезьте вперёд с широкоугольником, можно услышать неприятные высказывания в свой адрес, в лучшем случае.

Если вы сняли сюжет, не замирайте на месте, отходите, дайте снять другим. Не используйте вспышку, если напротив вас снимает коллега, современные фотокамеры позволяют работать без вспышки даже в сумерки. Смотрите по сторонам и не входите в кадр, если заметили, что кто-то уже снимает «ваш» сюжет.

 

 Автор Бруно Барби.

Фотоистории, фотосерии и мультимедийные проекты в документальной фотографии.

Фотоистории.

Этот вид повествования в последнее время очень популярен, так как расширяет возможности фотографов в передаче содержания сюжета. Однако довольно сложно логически выстроить ряд изображений, чтобы сложился связный фоторассказ, фотографу необходимо стать немного режиссёром и сценаристом.

 Фотоистория может состоять из трех кадров и более, объединенных одним сюжетом.      

 В отличие от многокадрового репортажа фотоистория допускает авторские отступления, включение в канву повествования изображений, созданных не в кульминационный момент сюжета, а совсем в другое время и в другом месте, а также включение  кадров-символов.        

Фотоистория может строиться на основе жесткой сюжетной структуры, предусматривающей завязку, кульминацию и развязку,  на основе главного, стержневого кадра, объединяющего вокруг себя мозаику второстепенных кадров,  ассоциативных связей, возникших между кадрами, разными по творческому решению, созданными в разное время и, возможно, по разным поводам, на основе сочетания кадров сегодняшнего дня с ретроспективными, их взаимодополнения,  противопоставления и т.д. Но непременным остается главное - общественная значимость факта, события или человека, ставшего объектом повествования, социальная позиция автора, наличие не только информативных, но и художественных достоинств, способных вызвать у зрителя эмоциональное отношение к материалу, пробудить эстетическое чувство. В этом случае фотоисторию можно считать пограничным жанром, в равной степени принадлежащим как фотожурналистике, так и фотоискусству, по аналогии с литературным очерком, который можно с одинаковым основанием отнести и к журналистике, и к документальной литературе.


 

 Автор Бруно Барби.

Фотосерия.

В отличие от фотоистории,  фотосерия не имеет строгой, замкнутой в определенных сюжетных границах структуры. Число снимков, входящих в серию, определяется весьма произвольно. Если в фотоочерке кадры, дополняющие друг друга, могут быть далеко не равноценными по своим информативным и художественным качествам, то каждый кадр, входящий в серию, обычно обладает примерно равными достоинствами. Тематический характер фотосерий очень разнообразен. Например, серии  портретов известных спортсменов, артистов, ученых, серия пейзажных снимков, посвященных теме охраны окружающей среды, серии снимков, рассказывающих о городах России, исторических памятниках, о жизни  стран и народов и т.п.         

 

 Автор Бруно Барби.

Мультимедийные проекты.

Новое направление, объединяющее в себе фотографии, видео и звуковое сопровождение.

Звук может быть живым, синхронным (интершум), закадровыми комментариями и в виде музыкальных произведений.

Упрощённо можно сравнить это направление с озвученными фотоисториями или фотосериями.

При работе над мультимедийными проектами перед авторами стоят сложные задачи:

- Снимать фотографии специально для последующего монтажа в проект, используя  такие планы, фазы движений героев, направления в кадре и многое другое, что может понадобиться. Для этого пишется небольшой сценарий;

- Записывать живой звук при фотосъёмке на диктофон;

- Подбирать музыку, соответствующую изобразительному ряду для формирования ритма смены чередования изображений;

- Писать тексты для титров (надписей в кадре);

- Делать закадровые комментарии, если необходимо;

- Учиться работать в программах видеомонтажа.

Музыка в таких фотопроектах, при правильном её подборе, может усилить впечатления зрителя, а иногда, наоборот, ослабить и свести на нет значение сильного изобразительного ряда.

Как правило, продолжительность мультимедийных проектов,  считающаяся нормальной для просмотра зрителями, - не более пяти минут.

 

 Автор Бруно Барби.

Теперь, собственно, про фотографию.

 Всякая фотография документальна, но по-разному информативна.  Та, что менее информативна, несёт в себе подтекст, подталкивает к аналогии, при помощи формы воздействует на внимание зрителя.

 

Каждая фотография выполняет сугубо практическое предназначение, нет плохих и хороших, есть разные фотографии.

В фотографии автор-фотограф,  в зависимости от уровня своего развития и своих целей решает несколько задач:

-                Резко и качественно показать объект съёмки (точность передачи изображения);

-                Включать в кадр только те объёкты, которые в сочетании или сопоставлении друг с другом несут определённый смысл (выделить главное и расставить нужные акценты);

-                Целенаправленно строить изображение – светом, выбором точки съёмки, чередованием планов, резкостью выделить одни участки изображения, другие приглушить – в результате  получается совсем не то, что было в действительности (реальной жизни);

-                Сочетать детали в кадре, добиваясь их согласованности и в этой согласованности искать смысл.

 

  Автор Томас Мунита.

Виды фоторепортажа, документальной фотографии.

 Хроникальная фотография – фотофакт (семейный альбом), фиксация «для себя».

 Информационная фотография – для постороннего зрителя (чтобы запомнить и показать другим), главное и единственное содержание этой фотографии - информация. 

 Событийное фото – свидетельство значительного события. Минимальная организация изображения необходима, но не является главным условием. В такого рода фотографии действует закон – чем интереснее событие, тем интереснее снимок. Ценность такой фотографии – документальность, авторской оценки не требуется. Фотограф должен быстро реагировать и предугадывать.

Конечно  все мастера «включают» своё Я и думают, что снимать на событии. Требования к форме невелики. Задача фотографа оказаться в нужное время в нужном месте.

 

Ситуационная фотография – отличается от событийной тем, что она значительно содержательнее, при внешней незначительности происходящего. В таких изображениях автор не только показывает и фиксирует происходящее, а раскрывает его смысл.

Это аналитическая фотография с философским размышлением о жизни – важно не то, что происходит перед камерой, а что увидел и передал автор, важен он сам, его мнение и образ мышления. Такая фотография очень субъективна. Мастер ситуационной фотографии – Йозеф Куделка.

 


Автор Йозеф Куделка.

Фотография момента – фотограф не видит, чаще предугадывает сюжет. Всё зависит от огромного количества обстоятельств и их стечения, только минимальное значение имеет присутствие фотографа в ситуации. В такой фотографии важна суперреакция и наблюдательность, способность предугадать момент.

 Мастер фотографии момента Анри Картье-Брессон. 

 

 Автор Анри Картье-Брессон.

Фотография детали – это когда деталь, фрагмент, важнее и содержательнее, чем сам объект и по части объекта можно судить о целом.

 

Автор Себастьян Сальгадо.

Изобразительная фотография – та, в которой автор сосредоточил своё внимание на организации изображения. На таком снимке, как правило, есть всё – событие, решающий момент, информация, но всё равно особая ценность снимка определяется не информацией, а изображением (в основе отвлеченные геометрические фигуры, сформированные из людей и их сочетания, а не сами люди).

Композиционная фотография – такая, в которойизображение сложилось, его компоненты составляют единое целое, есть связи взаимодействия объектов и они определяют содержание изображения.

  

  Автор Томас Мунита.

За своё почти двухвековое существование, фотография прочно вошла в наш мир, без неё современное общество представить невозможно. Первое и самое важное её назначение – документирование объектов для  различного последующего использования людьми.  Фотографы скрупулёзно создают информативные образы времени – изображения предметов разных эпох, людей в характерных одеждах, технических средств, автомобилей, механизмов, виды городов и зданий – занимаются летописью современности, тем, чем занимались раньше художники, скульпторы и летописцы.

 Если бы во время жизни Христа была фотография, меньше было бы разных толкований драматичных событий, произошедших с ним и его современниками.

Фотография стала способом повседневного общения – каждый может опубликовать свои изображения в огромном и свободном средстве массовой информации – сети интернет. Фотографы есть везде, и они фиксируют все значимые события на цифровые камеры и телефоны. Миллиарды изображений доступны для зрителей.

Фотография стала для многих ремеслом, которое позволяет зарабатывать деньги, - большие и не очень.

Современному человеку  всегда не хватает времени.  Трудно заниматься живописью, музыкой, скульптурой – для этого нужна подготовка, понимание технологии, материалы, музыкальные  инструменты и овладение техникой исполнения…

Фотография привлекает своей «простотой», ведь технология  достигла такого уровня развития, что можно не задумываясь о том, что происходит в «чёрной коробочке» делать высококачественные снимки.

Однако, для многих людей, из просто фиксации объектов, фотография стала единственной возможностью заниматься творчеством – превратилась в «доступное искусство», современное, высокотехнологичное и чрезвычайно увлекательное.

 

Автор Томас Мунита.

 Наиболее важным предназначением фотографии, можно считать, всё-таки, её содействие взаимопониманию между людьми и помощь человеку в познании себя и окружающего мира, а это одна из cамых труднейших задач.

 Алексей Бушов.

 
28.10.2010
Отличная статья, все разложено по полочкам и написано ясным языком! Очень удачные примеры.
Спасибо!
Отличная статья! Здесь очень хорошо собрана информация, которую можно было бы почерпнуть из множества источников. Анализ такого множества источников займет не мало времени. Статья же передает именно только суть, и минимум воды. Спасибо!
Фотоконцепт 2017, поиск фотографов и фотомоделей
Связь с администрацией - info@sisols.ru
 
Разработка сайтов, аутсорсинг программистов - ООО "Симпл Солюшнс"