04 декабря


Фото: К вопросу о концептуальности...

Предыдущая
Следующая
К вопросу о концептуальности...
Общий рейтинг: 52

 

Концепт - от позднелат. conceptus — мысль, представление, понятие; в античности — накопление вод, зачатие, плод. 

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) - определенный способ понимания и трактовки каких-либо явлений,  конструктивный принцип различных видов деятельности. 

Концептуальное искусство - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т.н. концептов), которые внедряются в сознание зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

 

Still smoke?

 

Давидчук Алексей, г.Тамбов, "Still smoke?", http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/2201.html

 

Концептуализм – это интернациональное движение в искусстве ХХ века, реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся (традиционную) привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не вызывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки.

 

 

 

Живая...

 

 

 

Евгений Ком, "Живая...", http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/4015.html

 

Концептуальные произведения требуют объяснения от художника,  некий «толчок», чтобы зритель мог размышлять о его работах в более правильном направлении. Без этого трудно бывает уловить идею автора.

Создание новой реальности, желание посмотреть на вещи с другой, на привычной стороны –  характерная черта концептуалистов.

 

Путник
 

Оксана Одинец, г.Днепропетровск, «Путник», http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/3455.html

 

Концептуализм – направление, объединяющее процесс творчества и процесс исследования. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик – фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального значения, - и реализуются как чистый художественный жест.

 

АБВVГG

 

Чарский Георгий, г.Одесса, "АБВVГG..", http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/244.html 

 

К сожалению, большинство работ этого направления мало выразительны, но очень «тенденциозны», лишены глубокой философской мысли. Скорее – это декларации о намерениях, а не визуальное выражение идеи (концепта). Многие здесь идут по принципу: не важно быть лучше других, важнее быть просто другим. Короче говоря, это изобразительный «выпендреж», а не серьезное творчество.

Какова же должна быть полноценная концептуальная фотография? На это вопрос ответ дал еще в конце 80-х годов Григорий Оганов в статье «Концептуальная фотография?» в журнале «Советское фото». В частности он говорил о трех обязательных условиях ее существования:

  1. «…Чтобы быть признанным произведением фотографического искусства, любое такое произведение должно нести в себе, в своем содержании и форме, в самом духе нечто артистичное, вдохновляюще-художественное. Нечто, что могло бы исполнить «роль» несущей конструкции, выявляющей некий новейший смысл, скрытый, может быть, от глаз непривыкших к концептуальности зрителей.
  2. Сама эта предполагаемая концептуальность должна быть выражена не очередной декларацией «о намерениях», а содержаться в самом снимке (или серии снимков), т.е. должна быть визуально читаема, наблюдаемой, явной.
  3. Сама  эта «концептуальная идея», сама высокая смысловая нагрузка, вытекающая, так сказать, из любой представленной фотографии, должна быть достаточно значимой по мысли, должна оправдывать это название фотографического направления».

 

 
Бесполезные книжки

 

Давидчук Алексей, г.Тамбов, "Бесполезные книжки"  http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/251.html

 

В современной концептуальной фотографии прослеживается влияние восточной (в частности, китайской и японской) живописи. Иероглиф органично входит в изобразительное пространство картины. Он – важная часть произведения. Являясь, сам по себе, выразительным и живописным, иероглиф обогащает картину, а смысловая  нагрузка (значение слова) усиливает общее впечатление. Но для не знающего китайский язык,  сам иероглиф становится изобразительным знаком, а каллиграфия – абстрактным искусством. Но китайский свиток с написанными иероглифами несет в себе еще и интеллектуальный смысл.

Соединение текста и изображения применялось и до концептуалистов. Вслед за кубистами и конструктивистами в живописи, которые открыли, что слово и даже отдельные буквы могут быть предметом изображения, фотографы начали активно вводить их в кадр в качестве смысловой детали. Надписи, взаимодействуя с «персонажами» снимка (будь то предметы, животные или люди), помогают зрителю освоить содержание снимка, а иногда дают толчок для новых зрительных ассоциаций. 

 

Люблю!...

 

  Eduard Zentshik, "Люблю!...", http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/220.html

 

Но соединить слово, написанное кириллицей и изображение, не гармонично и не пластично (они смотрятся в разрыве друг от друга). Сами буквы не очень выразительны. Тем не менее, попытки эти начались еще  несколько десятилетий лет назад. Существовало даже течение в концептуальной фотографии - «эстетика брака», в котором изъяны и неумелость, дефекты изображения (царапины, пятна), перфорация включались в композицию, становились выразительными средствами. Цель этих экспериментов – обновление стилистики фотографического языка, расширение смысловых границ произведение, уход от клишированного фотографического мышления.  «Эстетика брака» со временем стала более художественна. Произошло слияние восточной и западной эстетики.  В дизайне и компьютерной фотографии это тоже стало очень популярно.

 Материал подготовила Светлана Пожарская

В качестве иллюстраций использованы работы участников конкурса "Фотокнцепты".

20.03.2009
Отличный материал!
Спасибо, Светлана! Очень, очень нужная и полезная статья!
и нужно и полезно чрезвычайно!
Светлана Георгиевна, спасибо большое за важные слова и мысли!
Хорошо раскрыта тема и написано понятным языком.
Хорошая статья, спасибо! Особенно приятно было видеть в качестве примеров свои работы...
Спасибо за толчок к размышлению! Если это возможно, нельзя ли привести ссылки на первоисточники упоминаемые в статье? И на примеры концептуальных фотографий (наших и зарубежных фотографов) для понимания современных тенденций?
Яндекс.Метрика

Фотоконцепт 2024, поиск фотографов и фотомоделей | info@photoconcept.ru
Связь с администрацией - info@photoconcept.ru