Фото: К вопросу о концептуальности...
![]()
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Концепт - от позднелат. conceptus — мысль, представление, понятие; в античности — накопление вод, зачатие, плод.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) - определенный способ понимания и трактовки каких-либо явлений, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Концептуальное искусство - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т.н. концептов), которые внедряются в сознание зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.
Давидчук Алексей, г.Тамбов, "Still smoke?", http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/2201.html
Концептуализм – это интернациональное движение в искусстве ХХ века, реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся (традиционную) привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не вызывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки.
![Живая...](/files/gallery/gal_rating/r_nature/4015.jpg)
Евгений Ком, "Живая...", http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/4015.html
Концептуальные произведения требуют объяснения от художника, некий «толчок», чтобы зритель мог размышлять о его работах в более правильном направлении. Без этого трудно бывает уловить идею автора.
Создание новой реальности, желание посмотреть на вещи с другой, на привычной стороны – характерная черта концептуалистов.
![Путник](/files/gallery/gal_rating/r_photografics/3455.jpg)
Оксана Одинец, г.Днепропетровск, «Путник», http://photoconcept.ru/gallery/rating/r_photografics/3455.html
Концептуализм – направление, объединяющее процесс творчества и процесс исследования. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик – фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального значения, - и реализуются как чистый художественный жест.
![АБВVГG](/files/gallery/gal_fotoproj/fp_concept/244_1.jpg)
Чарский Георгий, г.Одесса, "АБВVГG..", http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/244.html
К сожалению, большинство работ этого направления мало выразительны, но очень «тенденциозны», лишены глубокой философской мысли. Скорее – это декларации о намерениях, а не визуальное выражение идеи (концепта). Многие здесь идут по принципу: не важно быть лучше других, важнее быть просто другим. Короче говоря, это изобразительный «выпендреж», а не серьезное творчество.
Какова же должна быть полноценная концептуальная фотография? На это вопрос ответ дал еще в конце 80-х годов Григорий Оганов в статье «Концептуальная фотография?» в журнале «Советское фото». В частности он говорил о трех обязательных условиях ее существования:
- «…Чтобы быть признанным произведением фотографического искусства, любое такое произведение должно нести в себе, в своем содержании и форме, в самом духе нечто артистичное, вдохновляюще-художественное. Нечто, что могло бы исполнить «роль» несущей конструкции, выявляющей некий новейший смысл, скрытый, может быть, от глаз непривыкших к концептуальности зрителей.
- Сама эта предполагаемая концептуальность должна быть выражена не очередной декларацией «о намерениях», а содержаться в самом снимке (или серии снимков), т.е. должна быть визуально читаема, наблюдаемой, явной.
- Сама эта «концептуальная идея», сама высокая смысловая нагрузка, вытекающая, так сказать, из любой представленной фотографии, должна быть достаточно значимой по мысли, должна оправдывать это название фотографического направления».
![Бесполезные книжки](/files/gallery/gal_fotoproj/fp_concept/251_1.jpg)
Давидчук Алексей, г.Тамбов, "Бесполезные книжки" http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/251.html
В современной концептуальной фотографии прослеживается влияние восточной (в частности, китайской и японской) живописи. Иероглиф органично входит в изобразительное пространство картины. Он – важная часть произведения. Являясь, сам по себе, выразительным и живописным, иероглиф обогащает картину, а смысловая нагрузка (значение слова) усиливает общее впечатление. Но для не знающего китайский язык, сам иероглиф становится изобразительным знаком, а каллиграфия – абстрактным искусством. Но китайский свиток с написанными иероглифами несет в себе еще и интеллектуальный смысл.
Соединение текста и изображения применялось и до концептуалистов. Вслед за кубистами и конструктивистами в живописи, которые открыли, что слово и даже отдельные буквы могут быть предметом изображения, фотографы начали активно вводить их в кадр в качестве смысловой детали. Надписи, взаимодействуя с «персонажами» снимка (будь то предметы, животные или люди), помогают зрителю освоить содержание снимка, а иногда дают толчок для новых зрительных ассоциаций.
![Люблю!...](/files/gallery/gal_fotoproj/fp_concept/220_1.jpg)
Eduard Zentshik, "Люблю!...", http://photoconcept.ru/gallery/fotoproj/fp_concept/220.html
Но соединить слово, написанное кириллицей и изображение, не гармонично и не пластично (они смотрятся в разрыве друг от друга). Сами буквы не очень выразительны. Тем не менее, попытки эти начались еще несколько десятилетий лет назад. Существовало даже течение в концептуальной фотографии - «эстетика брака», в котором изъяны и неумелость, дефекты изображения (царапины, пятна), перфорация включались в композицию, становились выразительными средствами. Цель этих экспериментов – обновление стилистики фотографического языка, расширение смысловых границ произведение, уход от клишированного фотографического мышления. «Эстетика брака» со временем стала более художественна. Произошло слияние восточной и западной эстетики. В дизайне и компьютерной фотографии это тоже стало очень популярно.
Материал подготовила Светлана Пожарская
В качестве иллюстраций использованы работы участников конкурса "Фотокнцепты".
20.03.2009![](https://photoconcept.ru/files/persphoto/__tmp/93_70x70.jpg)
![](https://photoconcept.ru/files/persphoto/__tmp/356_70x70.jpg)
![](https://photoconcept.ru/files/avatars/__tmp/703_70x70.jpg)
![](https://photoconcept.ru//images/forum/smiles/Open-mouthedSmiley.gif)
![](https://photoconcept.ru/files/avatars/__tmp/831_70x70.jpg)
![](https://photoconcept.ru/files/avatars/__tmp/429_70x70.jpg)
![](https://photoconcept.ru//images/forum/smiles/EmbarrassedSmiley.gif)
![](https://photoconcept.ru/files/persphoto/__tmp/887_70x70.jpg)