Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Фото: Йозеф Куделка
▣
◈
☀
☼
↻
⇆
⇅
|
Родился в 1938 г. в маленькой чехословацкой деревне Босковицы, в Моравии. Фотографировать начал в подростковом возрасте, снимая свою семью и ее окружение. В 1961 году получил степень в Техническом университете Праги, в том же году прошла его первая фотовыставка. В 1961 – 1967 годах работал авиаинженером в Праге и Братиславе, в свободное время фотографировал постановки на сцене пражского театра «За воротами». В 1967 году принял решение отказаться от карьеры инженера и профессионально заняться фотографией.
Впервые известность Йозефу Куделке как фотографу принесли "Цыгане". Еще в начале 60-х годов он стал снимать цыган Чехословакии (позднее снимал в Румынии и других странах Европы).
" В начале была музыка, простая и темная, я и сам немного играл цыганскую музыку... я начал фотографировать их и уже не смог остановиться".
Фотографировать цыган - банальная, до смешного распространенная социальная тема. Их особый мир, колорит, фольклор всегда интересны. Цыгане как правило очень сильный символ свободы, сопротивления всеобщей одинаковости, сохранения традиций своего народа, особенно в условиях тоталитарного государства с его гнетом идеалогии.
"Цыгане - совершенно особые люди. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего", - так комментирует свою любимую кинематографическую тему Эмир Кустурица. Цыган снимали Анри Картье-Брессон, Андре Кертез, Роберт Франк и многие другие гении фотографии, однако воссоздать портрет этого народа смог только Куделка. Куделка - очень прозаичен, он жесток, он фанатично документирует каждую деталь быта, одежды, описывает их жизненную среду. "Если фотография хороша - она рассказывает множество историй." Фотографа интересует, где спят эти люди ночью, чем накрыта кровать, что стоит на столе и что висит на стене цыганской комнаты. Он помещает героев в центр кадра, создавая уникальную типологию образов, его интересует подтекст, ситуация, история. Однако рассказ Куделки повествовательный, он не обнажает социальные проблемы, которые должны быть исправлены. Он просто рассказывает простую и печальную историю. Как цыганская музыка.
Именно эти работы легли в основу первой выставки работ Куделки в Праге, состоявшейся в 1967г.
В 1968 году Йозеф Куделка был 30-летним театральным фотографом, никогда не снимавшим новостные репортажи. Он стал снимать их в ночь на 21 августа, когда танки государств-членов Варшавского договора появились на улицах Праги, что завершило короткий период политической либерализации, известный как Пражская весна. Накануне Куделка вернулся в Чехословакию из Румынии, где снимал румынских цыган, и попал в разгар событий. Он сделал большую серию снимков.
В это время в Праге находился фотограф фотоагентства «Магнум» Ян Берри. Там он встретил «абсолютного маньяка», карабкающегося на русские танки и фотографирующего все, что происходило вокруг него. Это и был молодой Josef Koudelka. Его фотографии были тайно вывезены из Чехословакии и напечатаны без указания имени автора. Агентство «Магнум» распространяло их по всему миру, приписывая создание «неизвестному чешскому фотографу», опасаясь спровоцировать репрессии. За остроту и выразительность политического и фото высказывания Куделка, оставаясь неизвестным, получил премию Роберта Капа в 1969г. И только спустя 16 лет он смог признать свое авторство, не опасаясь преследования властей.
Спустя сорок лет после вторжения вышла книга, в которой были опубликованы 250 снимков, отобранные самим автором из своего обширного архива. Кроме фотографий в книгу вошли пропагандистские тексты и газетные хроники тех лет, отобранные Куделкой, а также тексты чешских историков.
Именно эти фотографии, сделанные в Праге 1968 года, и принесли Куделке мировую славу. Ему, никогда не пользовавшемуся ни ретушью, ни другими «подобными глупостями», от которых, по его мнению, снимок становился лживым, удалось создать, возможно, самую острую фотопублицистику того времени. На его снимках — не человек на фоне танков и разрушенных домов, а руины и клубы дыма на фоне человека. И десятилетия спустя зритель «видит человеческую судьбу на срезе эпохи, а не просто живую фигурку среди обломков», как говорил сам Йозеф Куделка.
В 1970 году Йозеф Куделка покидает Чехословакию и уезжает в Англию. По рекомендации Элиота Эрвитта в 1971г. он вступает в фотоагентство «Магнум», где работает в тесном содружестве с Генри Картье-Брессоном. Он путешествует по всей Европе, фотографируя быстро меняющийся европейский мир и продолжая снимать жизнь цыган, одновременно укрепляя репутацию одиночки и нетрадиционного фотографа.
Сюжеты большинства его снимков поражают неординарностью. В его фотографиях нет шокирующих ракурсов и абстрактных форм, но композиции построены безупречно. Некоторые его фотографии обнаруживают настолько жесткую структуру, что кажется совершенно невероятным, что она могла быть построена в фото «навскидку» (фото с собакой). В некоторых же фотографиях структура настолько сложна, что требует специального исследования. Вообще творчество Куделки бесконечно разнообразно, «это многогранник, способный вызвать восхищение каждой из своих сторон». И в его фотографиях почти всегда присутствует некое выражение подсознательного – не примитивный «концепт», основанный на утверждении «я так вижу», и призванный спровоцировать зрителя на извлечение образов из собственного подсознания за неимением авторского сообщения, – нет, работы Куделки всегда несут зримый, почти осязаемый отпечаток подсознания автора.
В течение многих лет он отказывается от официальных заказов, предпочитая самостоятельное творчество за счет грантов и премий, выделяемых организациями Франции, Великобритании и Соединенных Штатов. Ограниченность в средствах не пугает фотографа, «в Чехословакии … я привык к более низкому уровню жизни ", замечает он.
В 1980-х годах Куделка переезжает во Францию и получает французское гражданство. Вернуться на родину он смог только в 1990 году. Может быть, именно длившееся 20 лет изгнание наложило некий отпечаток внутренней напряженности на его творчество 70-80-х годов.
В 90-х годах Йозеф Куделка начал использовать панорамный формат для пейзажных съемок. Потрясенный формой и широтой пейзажа, Куделка открыл новую главу в своем творчестве. Его привлекают нагромождения колонн Афин, индустриальные пейзажи Англии, растрескавшиеся автострады севера Франции, заброшенные станции метро Парижа, железные фермы мостов и лестничных клеток Праги, обломки Берлинской Стены, разрушенные дома Бейрута и результаты бомбардировок Югославии. Одним словом, хаос созданный человеком внутри и снаружи себя.
В последние годы Йозеф Куделка проживает во Франции и в Праге, работает над различными издательскими проектами, в том числе над фотоальбомом на основе панорамных фотографий, и по-прежнему много путешествует и фотографирует.
Текст и часть снимков позаимствованы отсюда: http://natalia-yu.livejournal.com/1083.html 24.06.2010
Впервые известность Йозефу Куделке как фотографу принесли "Цыгане". Еще в начале 60-х годов он стал снимать цыган Чехословакии (позднее снимал в Румынии и других странах Европы).
" В начале была музыка, простая и темная, я и сам немного играл цыганскую музыку... я начал фотографировать их и уже не смог остановиться".
Фотографировать цыган - банальная, до смешного распространенная социальная тема. Их особый мир, колорит, фольклор всегда интересны. Цыгане как правило очень сильный символ свободы, сопротивления всеобщей одинаковости, сохранения традиций своего народа, особенно в условиях тоталитарного государства с его гнетом идеалогии.
"Цыгане - совершенно особые люди. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего", - так комментирует свою любимую кинематографическую тему Эмир Кустурица. Цыган снимали Анри Картье-Брессон, Андре Кертез, Роберт Франк и многие другие гении фотографии, однако воссоздать портрет этого народа смог только Куделка. Куделка - очень прозаичен, он жесток, он фанатично документирует каждую деталь быта, одежды, описывает их жизненную среду. "Если фотография хороша - она рассказывает множество историй." Фотографа интересует, где спят эти люди ночью, чем накрыта кровать, что стоит на столе и что висит на стене цыганской комнаты. Он помещает героев в центр кадра, создавая уникальную типологию образов, его интересует подтекст, ситуация, история. Однако рассказ Куделки повествовательный, он не обнажает социальные проблемы, которые должны быть исправлены. Он просто рассказывает простую и печальную историю. Как цыганская музыка.
Именно эти работы легли в основу первой выставки работ Куделки в Праге, состоявшейся в 1967г.
В 1968 году Йозеф Куделка был 30-летним театральным фотографом, никогда не снимавшим новостные репортажи. Он стал снимать их в ночь на 21 августа, когда танки государств-членов Варшавского договора появились на улицах Праги, что завершило короткий период политической либерализации, известный как Пражская весна. Накануне Куделка вернулся в Чехословакию из Румынии, где снимал румынских цыган, и попал в разгар событий. Он сделал большую серию снимков.
В это время в Праге находился фотограф фотоагентства «Магнум» Ян Берри. Там он встретил «абсолютного маньяка», карабкающегося на русские танки и фотографирующего все, что происходило вокруг него. Это и был молодой Josef Koudelka. Его фотографии были тайно вывезены из Чехословакии и напечатаны без указания имени автора. Агентство «Магнум» распространяло их по всему миру, приписывая создание «неизвестному чешскому фотографу», опасаясь спровоцировать репрессии. За остроту и выразительность политического и фото высказывания Куделка, оставаясь неизвестным, получил премию Роберта Капа в 1969г. И только спустя 16 лет он смог признать свое авторство, не опасаясь преследования властей.
Спустя сорок лет после вторжения вышла книга, в которой были опубликованы 250 снимков, отобранные самим автором из своего обширного архива. Кроме фотографий в книгу вошли пропагандистские тексты и газетные хроники тех лет, отобранные Куделкой, а также тексты чешских историков.
Именно эти фотографии, сделанные в Праге 1968 года, и принесли Куделке мировую славу. Ему, никогда не пользовавшемуся ни ретушью, ни другими «подобными глупостями», от которых, по его мнению, снимок становился лживым, удалось создать, возможно, самую острую фотопублицистику того времени. На его снимках — не человек на фоне танков и разрушенных домов, а руины и клубы дыма на фоне человека. И десятилетия спустя зритель «видит человеческую судьбу на срезе эпохи, а не просто живую фигурку среди обломков», как говорил сам Йозеф Куделка.
В 1970 году Йозеф Куделка покидает Чехословакию и уезжает в Англию. По рекомендации Элиота Эрвитта в 1971г. он вступает в фотоагентство «Магнум», где работает в тесном содружестве с Генри Картье-Брессоном. Он путешествует по всей Европе, фотографируя быстро меняющийся европейский мир и продолжая снимать жизнь цыган, одновременно укрепляя репутацию одиночки и нетрадиционного фотографа.
Сюжеты большинства его снимков поражают неординарностью. В его фотографиях нет шокирующих ракурсов и абстрактных форм, но композиции построены безупречно. Некоторые его фотографии обнаруживают настолько жесткую структуру, что кажется совершенно невероятным, что она могла быть построена в фото «навскидку» (фото с собакой). В некоторых же фотографиях структура настолько сложна, что требует специального исследования. Вообще творчество Куделки бесконечно разнообразно, «это многогранник, способный вызвать восхищение каждой из своих сторон». И в его фотографиях почти всегда присутствует некое выражение подсознательного – не примитивный «концепт», основанный на утверждении «я так вижу», и призванный спровоцировать зрителя на извлечение образов из собственного подсознания за неимением авторского сообщения, – нет, работы Куделки всегда несут зримый, почти осязаемый отпечаток подсознания автора.
В течение многих лет он отказывается от официальных заказов, предпочитая самостоятельное творчество за счет грантов и премий, выделяемых организациями Франции, Великобритании и Соединенных Штатов. Ограниченность в средствах не пугает фотографа, «в Чехословакии … я привык к более низкому уровню жизни ", замечает он.
В 1980-х годах Куделка переезжает во Францию и получает французское гражданство. Вернуться на родину он смог только в 1990 году. Может быть, именно длившееся 20 лет изгнание наложило некий отпечаток внутренней напряженности на его творчество 70-80-х годов.
В 90-х годах Йозеф Куделка начал использовать панорамный формат для пейзажных съемок. Потрясенный формой и широтой пейзажа, Куделка открыл новую главу в своем творчестве. Его привлекают нагромождения колонн Афин, индустриальные пейзажи Англии, растрескавшиеся автострады севера Франции, заброшенные станции метро Парижа, железные фермы мостов и лестничных клеток Праги, обломки Берлинской Стены, разрушенные дома Бейрута и результаты бомбардировок Югославии. Одним словом, хаос созданный человеком внутри и снаружи себя.
В последние годы Йозеф Куделка проживает во Франции и в Праге, работает над различными издательскими проектами, в том числе над фотоальбомом на основе панорамных фотографий, и по-прежнему много путешествует и фотографирует.
Текст и часть снимков позаимствованы отсюда: http://natalia-yu.livejournal.com/1083.html 24.06.2010
valby2010
Очень своевременно!