11 ноября


Фото: Критерии отбора и анализа фотографий.

авторРоберт Мэпплтроп
Предыдущая
Следующая
Критерии отбора и анализа фотографий.
Общий рейтинг: 24
Отрывок из книги Генриэтты Брэкмен “Совершенный фотопланшет. Профессиональная подача и продажа фотографий” (Амфото, Нью-Йорк).

ЧТО ЗНАЧИТ ЛУЧШИЙ СНИМОК Не существует единых правил, по которым оценивается снимок. Существуют не только школы разных эстетических направлений, но и личная оценка фотографии, часто обусловленная индивидуальным вкусом человека. Это, однако, не означает, что нет эстетических норм, присущих всем хорошим фотографиям, которые следует понять и соблюдать. Но моя задача — попытаться помочь вам в отборе лучших фотографий для вашего портфолио, рассказав о некоторых критериях и методах, которые я рекомендую для отбора фотографий.


ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОРОШЕГО КРИТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА Смотрите на хорошие снимки. Чем больше вы будете смотреть на первоклассные фотографии, тем выше поднимется уровень вашего вкуса. Большое значение имеет просмотр выставок в музеях и картинных галереях, знакомство с каталогами выдающихся фотографов. Нужно также следить за последними снимками, публикуемыми в престижных фотожурналах.


НЕ СОСРЕДОТАЧИВАЙТЕ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ТЕХНИКЕ Если вы смотрите на хорошую фотографию и обращаете внимание только на техническую сторону, вы совершаете ошибку. Лучше задумайтесь о том, какая здесь скрыта идея и насколько удачно она передана автором. Спросите себя, какие оптические элементы делают ее выразительной. Иногда полезно сравнить способ трактовки идеи со способом, который бы вы использовали для отображения этого сюжета.


ИЗУЧАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА Старайтесь развить в себе понимание эстетики всех видов искусства — живописи, скульптуры, музыки, литературы. Во всех видах искусства мы найдем сходные законы структуры, единство связи формы и содержания. Помните, что хорошая фотография должна следовать тем же эстетическим правилам.


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАЧЕСТВО СНИМКОВ Проанализируйте каждую деталь. Я отстаиваю одно нерушимое правило: пройдитесь по всему изображению “частым гребешком”. Систематически выверяйте каждую деталь, точку за точкой, миллиметр за миллиметром. Помните, изображение создается нюансами. Картье-Брессон однажды сказал: “Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров”.
Без подробного исследования вы упустите маленькую деталь, она же может испортить вам весь снимок, который иначе был бы хорошим. Вы не обратите на это внимания, а ваш заказчик заметит.


КАК ПРОВЕСТИ ПОДРОБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Прежде всего хорошенько ознакомьтесь с изображением в общих чертах, чтобы прочувствовать его и оценить зрительное воздействие. Затем повторите осмотр, но уже более подробно. Выберите отправную точку — в центре ли, слева или справа—не имеет значения—и пристально осмотрите всю поверхность. Я обычно начинаю сверху слева и обвожу фотографию взглядом концентрическими кругами или овалами. Но никакого единого правила для всех не существует. Иногда я начинаю с той части фотографии, которая наиболее мне интересна. Ваш глаз так или иначе подскажет вам, откуда начать.


ПРОВЕРЬТЕ КРОМКУ Легко ли заметить случайно попавшую в кадр руку, мелькнувшую в углу, не вписывающуюся ветку дерева или же оконную раму, случайно пойманную объективом? Если вы обнаружили на краях фотографии что-то отвлекающее внимание, это можно вырезать.


ПРОВЕРЬТЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА Внимательно посмотрите на улыбающееся лицо. Это естественная улыбка или всего лишь гримаса? Не хмурый ли взгляд на этом якобы жизнерадостном лице? Сопоставьте со следующим дублем и решите, какой правдивее.


ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУТОНА
Легкая тень может добавить жизненности снимку. А иногда она не гармонирует и даже вредит ему. “Читается” ли снимок?
Снимки должны быть без труда поняты зрителем. Если снимок непонятный, запутанный или же смысл его настолько неясен, что нуждается в объяснении,—уберите его из предлагаемых образцов. Прикройте детали, которые вызывают у вас сомнение. Часто помогает, если вы прикроете рукой деталь—тень, световой эффект, передний план или же область заднего плана — как делает художник. Вы увидите, портит эта деталь изображение или наоборот.


СУТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА Исследуйте снимки в три приема:
• Первый просмотр. Не задерживайтесь на анализе каждого изображения. Просто отметьте все, что покажется вам существенным.
• Второй просмотр. Просмотрите работы медленнее и тщательнее. Отложите в сторону снимки, которые, очевидно, лишние, повторяются или невысокого качества.
• Третий просмотр. Теперь время принимать решения. Не торопитесь и проанализируйте каждое изображение. Сравните схожие снимки. Даже теперь, если вы разрываетесь между двумя фотографиями, не тратьте время на борьбу с собой, сохраните оба варианта. Помните, вы еще не дошли до конечного отбора.


БУДЬТЕ АБСОЛЮТНО БЕЗЖАЛОСТНЫ Проявляйте безжалостность при отборе своих снимков. Лучше продемонстрируйте их меньше, но чтобы они были действительно великолепными. Если вы только начинаете свою карьеру и у' вас не так много удачных экземпляров, несколько хороших снимков принесут вам больше пользы, чем большое количество ординарных. Можете быть уверены — первоклассные фотографы-профессионалы без колебаний бракуют снимки, не вполне соответствующие уровню. У одного фотографа, например, есть мусорная корзина высотой в 4 фута, куда он выбрасывает забракованные слайды.


НЕ ИЩИТЕ ОПРАВДАНИЙ Когда заказчики составляют о вас свое мнение, они могут судить только по тому, что вы им предъявляете. Оправдания не помогут. Когда вы сомневаетесь в выборе, сделайте паузу. Отложите вызывающий сомнения снимок и повремените с решением. Наверняка позже вы придете к правильному выбору. Избегайте субъективизма при отборе снимков.
Одна из наиболее частых ошибок, которые мы все склонны совершать, это выбор снимков, руководствуясь скрытыми эмоциональными мотивами, не имеющими ничего общего с действительным качеством изображения. Мы в состоянии взглянуть на такие фотографии объективно, осознать, что вызывает нашу привязанность к ней, и в заключение сказать: “Она мне очень нравится, но придется с ней расстаться”. Вот некоторые из наиболее пресловутых грехов субъективности: это может быть связано с вашими особыми чувствами в тот день, с воспоминаниями детства, с хорошей погодой. Но ведь зритель не посвящен в это, он будет судить своим взглядом. Берегитесь настроений, звуков, запахов и цветов, напоминающих то время, когда вы фотографировали. Вы любите этот снимок за воспоминания, которые он в вас пробуждает, но действительно ли это фотография первого класса?


СНИМКИ ВАШИХ ДЕТЕЙ Не давайте любви к своим детям ослепить вас, когда будете оценивать работы. То же самое относится к фотографиям мужей, жен, возлюбленных и всех родственников.


ФОТОГРАФИЯ, КОТОРУЮ БЫЛО ТАК ТРУДНО СДЕЛАТЬ Но вышла ли она? Не делайте ошибку, приписывая фотографии большую ценность только потому, что вам пришлось преодолеть большие трудности при съемке. Даже если вам пришлось делать снимок, будучи подвешенным за ногу к люстре, это еще не значит, что ваш героический поступок повлияет на художественную ценность отпечатка. Нужно получить одобрение заказчика, а не высший балл за физическое упражнение.


ЗРИТЕЛЬНЫЕ КАЛАМБУРЫ, КОТОРЫЕ НЕ СРАБАТЫВАЮТ Если вы хотите сыграть шутку или сделать какое-то символическое толкование, подумайте дважды, удостоверьтесь, что кроме вас о смысле догадается кто-то еще.


ПРОСТОЙ ХОД, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ ВАМ ОЦЕНИТЬ СНИМОК Я открыла хороший способ определения, действительно ли снимок вышел или нет: смотрю на изображение, затем закрываю глаза или отворачиваюсь и зрительно представляю его во всю страницу или на развороте журнала, такого как “Лайф”. Я представляю, что только что натолкнулась на него и не знаю, кто это снимал. Эта уловка дает мне возможность взглянуть на работу более объективно и свежим глазом.


СЛЕДИТЕ ЗА ЯЗЫКОМ ПЛАСТИКИ ТЕЛА НА ФОТОГРАФИЯХ ЛЮДЕЙ Улыбающиеся губы, глаза без выражения. Я называю такие портреты “изобразительными подделками”. Филипп Холсман, известный своими портретами, говорил: “Если на вашем портрете нет соответствия между губами и глазами — снимок не удался”. Натурщик — ваш деловой помощник. Обязательно обратите внимание не только на лицо, но также на руки, ноги, тело.


ЗАДАЙТЕ СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА Для начала задайте следующие вопросы при определении качества ваших снимков:
• Какую задачу несет этот снимок?
• Что хочет автор сказать этой фотографией?
• Ясно ли прочитывается мысль?
• Ясно ли передан образ?
Часто строгий, безжалостный взгляд обнаруживает, что это лишь запечатлен какой-то момент, не несущий в себе никакого образа и поэтому не стоящий размышления.
Передает ли снимок настроение или чувство? Трогает, просвещает, побуждает ли меня это изображение? Это такой образ, который — опять процитирую Картье-Брессона—“проникает вам в душу”? Я воспроизвел факт или же истолковал его? Интерпретация зафиксированного факта вызывает зрительское сопереживание? Это один или два самостоятельных факта в одном? Вы можете обнаружить: или композиция составлена плохо, или вы не вполне осознали, какую именно из двух идей хотели выразить?
Ведет ли композиция зрительский взгляд в нужном направлении? Если нет, то, может, изображение “прыгает”, взгляд перескакивает туда-сюда, всюду и нигде не останавливается?
Приняв во внимание все вышеперечисленное, основываясь на СВОЁМ чувстве гармонии делайте заключение об изображениях, созданных Вами и другими фотографами.

Источник: Советское Фото 91\4 07.12.2009
Очень кстати!
весьма полезно и всегда своевременно!
На портале развернулась нешуточная полемика про критику фотографий, которую мы называем анализом изображений.

Эта статья показывает как нужно учиться анализу изображений. Это самое начало...
Спасибо большое!
Как многому нужно еще научиться...
Спасибо!
очень интересно
Один субъективизм и ничего нового...
Ответ для Ирма МИР 18.12.2009 | 15:23:
Вам повезло, вы всё знаете и чувствуете про фотографию. А на этом сайте про анализ фотографий всегда много вопросов.

Здесь много объективной информации, она общая, но конкретная информация может быть только при анализе конкретной фотографии.
спасибо за статейку
i]Ответ для Алексей Бушов 19.12.2009 | 03:18:[/i]
Дорогой мой, Алексей, нападение - это, конечно , лучшая защита. Но по поводу критериев отбора фотографий я бы еще добавила: все о чем написано в статье - это процесс ДЕЛАНИЯ, а фотография - это процесс ЧУВСТВОВАНИЯ! И в этом большое отличие поделки от настоящего произведения. А то ломанулись все в концептуализм... И еще, я бы обратила внимание на биографию Сергея Лобовикова(известного фотографа и за рубежом), который снимал сцены из жизни крестьян, эти фотографии и сохранила история, а вот когда он перешел на фотографию другого жанра, они перестали представлять интерес. История расставит все на свои места...
Ответ для Ирма МИР 03.03.2010 | 12:44:
Полностью с Вами согласен, что фотографирование - это процесс "ЧУВСТВОВАНИЯ"

Отбор фотографий часто - это процесс "ДЕЛАНИЯ", так как фото обираются для разных целей и задач.

Ищу информацию про упомянутого Вами автора. Спасибо.
Спасибо, конечно для начала этот материал будет очень полезен!
Ответ для Алексей Бушов 03.03.2010 | 23:47:
Все очень просто: наберите в интернете фотограф А, Лобовиков и вам выпадет много ссылок на него, именно так я его и находила. Сайта про него нет(по крайней мере я не нашла), это все же начало прошлого века.
Да спасибо за статью, полезно и доступно)
Яндекс.Метрика

Фотоконцепт 2024, поиск фотографов и фотомоделей | info@photoconcept.ru
Связь с администрацией - info@photoconcept.ru